Отчет
по работе историко-краеведческого музея Тассуатской ОШ по состоянию на 16 января 2018 года
В 1985 году в
мае месяце приурочив к 40-летию Победы,приказом по школе был оформлен Уголок
Боевой Славы, посвященный ветеранам ВОВ.Потом был собран материал учениками и
учителями школы ,предметы старины на территории района и села. Было собрано
более 250 экспонатов-подлинников,что и явилось причиной создания музея.Цель
создания: изучение истории родного края,воспитание у учащихся любви к Родине, к
родному краю,традициям и и обычаям народов проживающих в Казахстане,бережного
отношения к памятникам истории и культуры.Воспитание казахстанского патриотизма
и активной жизненной позиции учащихся.Музей расположен на втором этаже школы в
помещении площадью 18 кв.м. Площадь экспозиции-24 кв.м, количество выставленных
экспонатов-280 ,в том числе подлинников-250.Музей работает с 9до 17 часов,6
дней в неделю.Количство посетителей 286 в
2016-2017 году.
Школьный
краеведческий музей имеет специфические особенности и задачи. Во-первых, музей
носит учебно-педагогическое назначение – в нем все предназначено для учащихся и
в основном создано их руками под руководством учителя. Экспонаты в школьном
музее - это наглядные пособия для уроков, поэтому экспозиция выстраивается так,
чтобы быть использованной в учебном процессе. Во-вторых, сама организация музея
является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся –
приобщения их к исследовательской работе, к выполнению творческих поисковых
заданий.
Школьный туризм и краеведение
имеют комплексный, интегрированный характер воздействия на личность и
коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала,
уровня знаний и умений, удовлетворение потребностей в самовыражении,
творчестве, общении с людьми и природой.
То место, где человек родился, где жили его
предки, принято называть малой Родиной. Малая Родина неповторима, в ней все
связано с первыми жизненными шагами, с первыми открытиями, радостями и первыми
трудностями. В ней всё родное и очень близкое. Дорогие сердцу черты малой
Родины
Родины
человек хранит в памяти всегда. Здесь есть священные места, напоминающие о
предках,в частности исторические
памятники вошедшие в книгу «Историческое и культурное наследие Акмолинской
области» , «Красный мазар»- «Қызыл там»
и «Усатый курган» возраст которого около
2,5-3 тысячи лет. куда организовываются походы и экскурсии учащихся под названием « Атамекен»
Цель
экскурсии:
Разработка туристического маршрута и
знакомство с историей возникновения
исторических памятников
Задачи исследования:
1.
Приобрести и развивать навыки
краеведческо-исследовательской работы
2.
Изучить историю возникновения названий встречающихся на
пути исследования
3.
Получить знания о природных ландшафтах родного края
4.
Овладеть основными туристическими навыками
5.
Прививать любовь и бережное отношение к природе родного
края, пропагандировать здоровый образ жизни
Объект
экскурсии: история родного края.
Предмет
экскурсии: « Красный Мазар», « Қызыл
там», «Усатый курган»
По составу участников: для учащихся 5-9
классов.
По способу
организации: пешеходная.
По
содержанию: тематическая (историко-этнографическая).
Используемые
виды работ:
·
Работа с теоретическим материалом (архивные
данные, материалы школьного музея)
·
Опрос местного населения, фотосъёмки
Рекомендации по безопасности маршрута
Перед выходом
детей составляется приказ по школе со списком детей, а также проводится
инструктаж по технике безопасности. С собой обязательно берется аптечка.
Соблюдение
правил безопасности маршрута – первое и главное требование к каждому участнику
похода. Каждый участник похода обязан выполнять следующие правила безопасности.
1. Точно
исполнять все распоряжения руководителя.
2. О всякой
замеченной опасности немедленно сообщать руководителю.
3. Перед
выходом на маршрут проверить исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго
в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.
4. Соблюдать
установленный интервал движения, разрывов строя не допускать. Движение
участников вне строя запрещается.
5. В ветреную,
холодную погоду привалов на открытых местах не устраивать.
6. На
привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить. При
передвижении находиться в составе группы.
7. Без
разрешения руководителя воду из колодцев, рек, и водоёмов не пить, строго
соблюдать питьевой режим.
8. О малейших
признаках заболевания, утомления и т.д. немедленно сообщать руководителю.
Потертостей не допускать. О появлении потертостей немедленно информировать
руководителя.
9. Трав и
кореньев в рот не брать, незнакомых ягод и грибов не есть.
10. В лесу
горящих спичек не бросать, костров без разрешения руководителя не разводить,
горящих костров без присмотра не оставлять.
11. Свечи и
спички в палатках не зажигать
12. Работать
в рукавицах топором запрещается.
13. Порубок деревьев
не проводить. При порубке сучьев под деревьями не стоять. Под наклонёнными
деревьями не проходить.
14. На
деревья без разрешения руководителя не залезать.
Оформление собранных материалов и их хранение
также должны соответствовать общим правилам учета и хранения музейных фондов.
Каждый экспонат основного фонда регистрируется в инвентарной книге. Созданию
экспозиции школьного краеведческого музея предшествует постепенное,
систематическое накопление материала, который собирается в ходе полевых исследований
в экспедициях, на экскурсиях, в походах, работа
с архивами.
Итак,
школьное краеведение осуществляется посредством разных организационных форм.
Важнейшими условиями успешной краеведческой работы являются: во-первых,
глубокое знание учителем, руководителем краеведческого кружка истории своего
края, владение методикой его изучения; во-вторых, систематическое использование
местного материала на уроках истории и постоянная внеклассная и внешкольная
работа; в-третьих, глубокая научная основа.
Музей выполняет так же и задачи :
а. образовательные-Музейные
уроки
б.внеклассная- классные часы, уроки Мужества,торжественные
сборы
г.работа лекторов( под руководством учителя истории учащиеся
готовят лекции по отдельным периодам истории
и выступают с лекциями на классных часах, школьных вечерах.собраниях)
Руководитель музея Гафаров Д.М